Новости
19.04.2011

Эффективность применения гендерного подхода в физическом воспитании дошкольника

Спорт и досуг

Это интересно

 

Беляева Елена Викторовна,
педагог-психолог высшей категории
ГОУ д/с компенсирующего вида №557

Эффективность применения гендерного подхода в физическом воспитании дошкольника

Проблема воспитания и обучения с учетом гендерных особенностей детей очень актуальна, так как период дошкольного детства – сенситивный (благоприятный, актуальный) период для формирования гендерной идентичности (осознание себя представителем определенного пола) и гендерной устойчивости (принятие своего пола и понимание неизменности пола во времени).
Остановимся на одном из первостепенных направлениях развития ребенка – физическом развитии и на эффективности применения гендерных технологий в физическом воспитании.
Физическая культура в дошкольных учреждениях была и остается базовой образовательной областью дошкольного образования и выступает как одна из главных составляющих целостного и разностороннего развития ребенка. Традиционно ее роль – физическое развитие, обеспечение нормального роста, формирование потребности в здоровом образе жизни.
Работа по данному направлению проводится в нашем детском саду в течение трех лет. Для отслеживания динамики и эффективности в работе нами было проведено диагностическое обследование и анкетирование детей в возрасте 4-6 лет на начало экспериментальной работы в октябре 2009 года и в декабре 2011г. Всего было обследовано 193 ребенка, из них 102 мальчика и 91 девочка.
Мы получили следующие результаты.

1. Изменилось отношение детей к занятиям физкультурой. (Диаграмма №1)

Мы считаем этот показатель одним из основных, потому что в основе любой успешной деятельности лежит психо- эмоциональное отношение к данному виду работы. И если ребенку, да и любому человеку, нравится то, что он делает, он и занимается с полной отдачей, стремится достигать результаты, получая при этом положительные эмоции.
Мы считаем, что такое изменение отношения связано, прежде всего, с введение в практику работы наряду с традиционными совместными и дифференцированных физкультурных занятий для девочек и мальчиков. Раздельные физкультурные занятия значительно понизили тревожность детей к ситуации неуспеха и воспринимаются детьми положительно.
На традиционных совместных занятиях педагоги грамотно дифференцируют нагрузку для девочек и мальчиков, подбирают разное оборудование и инвентарь, учитывают физические и психологические особенности девочек и мальчиков.
В настоящее время 82% девочек и 96% мальчиков с удовольствием занимаются физкультурой.

 

Диаграмма №1
Отношение девочек и мальчиков к занятиям физкультурой

2. Гендерная идентичность и гендерная устойчивость у детей формируется легче и быстрее.

Во-первых, это результат активного привлечения к работе педагогов-мужчин (воспитатель по физкультуре, инструктор по физкультуре), задача которых не столько в использовании специальных методик, сколько в демонстрации мужского стиля поведения. Когда мальчик видит пример сильного спортивного мужчины, ему хочется быть на него похожим.
Для мальчиков физическая культура имеет явные преимущества перед другими сферами педагогики, так как на практике через управление своим телом может научить управлять сознанием, воспитать дисциплину, выносливость, избавить от комплексов, страхов, что необходимо будет в жизни будущему мужчине. Поэтому наши мальчики с педагогом-мужчиной занимаются упражнениями на силовых снарядах, с отягощениями, эспандерами, в занятия включаются элементы борьбы, скоростно-силовые упражнения, упражнения на выносливость.
Во-вторых, использование таких технологий, при которых девочкам и мальчикам надо постоянно осмысливать свою гендерную принадлежность, чтобы правильно выполнить задание. Педагог акцентирует внимания детей на их гендерной принадлежности при подаче устных команд («Девочки, прыгают на двух ногах, а мальчики – на одной»), при выполнении упражнений с разными предметами в зависимости от пола и т.п. И если девочка берет для выполнения упражнения платочек, она старается с ним выполнять задания более изящно, плавно, красиво. Это же упражнение мальчик выполняет с гантелями, а значит, нагрузка выше, движения более резкие, четкие.

3. Изменилось представление детей о женской и мужской моделях поведения.

Представления детей о женственности после эксперимента изменились незначительно. Это связано с тем, что и девочек, и мальчиков в основном воспитывают женщины (мама, бабушка, воспитатель) и представление о женской модели поведения у детей сложилось более полное.
Представления же о мужественности и у девочек, и у мальчиков изменились существенно. В начале эксперимента 75% девочек и мальчиков полагали, что мужественность – это проявление физической силы и умение драться. В настоящее время 69% детей считают, что настоящий мужчина должен быть смелым и уметь защитить слабого.

4. Повысились коммуникативные навыки, навыки сотрудничества и взаимоподдержки между девочками и мальчиками. (Диаграмма №2)

Эмоционально-положительная коллективная деятельность детей на занятиях направлена на достижение совместной цели, сочувствия, сопереживания, помощи друг другу. При проведении занятий педагог постоянно акцентирует внимание детей на положительных качествах, как девочек, так и мальчиков (какие девочки грациозные, ловкие, изящные, а мальчики – сильные, быстрые, смелые и т.п.). Любое занятие, любое упражнение, игра направлены на то, чтобы дети стали лучше понимать друг друга, научились сотрудничать.
Мальчики с удовольствие присутствуют на показательных выступлениях девочек по художественной гимнастике или ритмике. А девочки с азартом болеют за мальчиков во время футбольных матчей и спортивных соревнований.
Проведённое нами социометрическое исследование подтвердило правильность выбранного подхода. Если на начало эксперимента, находясь в одной группе, дети разного пола фактически не играли, не взаимодействовали друг с другом, то в настоящее время 58% девочек и 45% мальчиков выбирают в партнеры по игре детей противоположного пола.

 

 

Диаграмма №2
Выбор партнера по игре

5. Изменилось социальное поведение мальчиков. (Диаграмма №3)

Снизились проявления агрессивного поведения у мальчиков за счет занятий на тренажерах, использования силовых упражнений, повышения моторной плотности занятий, которые проводит педагог-мужчина. Эффективные физкультурные занятия – возможность для мальчиков выплеска повышенной активности и агрессивности в социально-приемлемой форме.

 

 

Диаграмма №3
Выбор партнера по игре

6. И у девочек, и у мальчиков повысилась самооценка, понизился уровень тревожности. (Диаграмма №3)

В процессе физкультурных занятий в поведении и девочек, и мальчиков педагоги поощряют смелость, активность, умение принимать решения, самостоятельность, инициативность.
Физкультурное занятие, как никакое другое дает большую возможность детям для демонстрации всех этих качеств. А это повышает решительность, ответственность, уверенность ребенка в себе, в свои силы, поднимает самооценку, а значит, благотворно влияет на общее психо- эмоциональное здоровье ребенка.