09.12.2021

9 декабря – Международный день борьбы с коррупцией

9 декабря – Международный день борьбы с коррупцией

Об этом празднике рассказал нам при очередной встрече Зюзинский межрайонный прокурор г. Москвы Иван Александрович Федин.

***

Сегодня мы отмечаем 18-ю годовщину этого памятного дня, поскольку  9 декабря 2003 года на Политической конференции высокого уровня в Мериде (Мексика) была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции. День начала работы конференции был объявлен Международным днём борьбы с коррупцией.

Принятие Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции дало ясно понять, что международное сообщество полно решимости предотвращать и искоренять коррупцию.

Конвенция служит предупреждением для коррумпированных субъектов и провозглашает, борьбу как мирового сообщества, так и национальных обществ с любыми проявлениями коррупции. Конвенция вновь подтверждает значение таких основных ценностей, как честность, уважение верховенства права, подотчетность и транспарентность в деле содействия развитию и в работе по совершенствованию нашего мира на благо всех.

Российская Федерация подписала Конвенцию ООН против коррупции 9 декабря 2003 года, а ратифицировала 8 марта 2006 года. Федеральный закон о ратификации содержит заявления по отдельным статьям и пунктам, по которым Россия обладает юрисдикцией и обязательностью для исполнения.

Конвенция ООН против коррупции реально стала частью российского законодательства и основой для принятия соответствующих правовых актов антикоррупционной направленности.

Иван Александрович, читателям хотелось бы узнать, по каким направлениям прокуратура вносит свой вклад в борьбу с коррупцией, и что удалось достичь в этой работе?

Деятельность органов прокуратуры по противодействию коррупции носит всеобъемлющий характер. Прежде всего, упор в работе направлен на укрепление законности, защиту прав граждан и организаций, охраняемых законом интересов общества и государства. Усилия сосредоточиваются на своевременном выявлении и предупреждении коррупционных правонарушений средствами прокурорского надзора, установлении и устранении их причин и условий, привлечении к предусмотренной законом ответственности лиц, виновных в совершении деяний коррупционной направленности, а также возмещении причиненного вреда.

Также хотелось бы донести до сведения читателей, что органы прокуратуры наделены исключительными полномочиями по надзору за исполнением законов при реализации государственной политики в сфере противодействия коррупции.

За истекший период 2021 года межрайонной прокуратурой выявлено 123 нарушения закона в рассматриваемой сфере, в связи с чем внесено 24 представления об их устранении. По результатам их рассмотрения 10 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности. Опротестовано 5 незаконных правовых актов, все протесты удовлетворены. По постановлениям прокурора 12 лиц привлечено к административной ответственности за правонарушения коррупционной направленности. Предъявлено в суд 1 исковое заявление о взыскании в доход Российской Федерации суммы взятки, удовлетворены 2 ранее поданных иска о возмещении ущерба, причиненного коррупционными преступлениями.

Как известно, прокурор проверяет соблюдение государственными служащими запретов и ограничений, в том числе достоверность представленных сведений о доходах, расходах и имуществе чиновников и членов их семей. Часто ли должностные лица нарушают установленные законом требования?

К сожалению, подобные нарушения до сих пор распространены.

Так, проведенной проверкой в отношении сотрудников поднадзорных отделов внутренних дел вскрыты многочисленные факты неисполнения сотрудниками установленной обязанности в части представления надлежащих и достоверных сведений об открытых счетах в банках и иных кредитных организациях.

В ходе проверки прокуратурой соблюдения требований антикоррупционного законодательства сотрудниками отделов МВД РФ по району Зюзино, Котловка, Северное и Южное Бутово г. Москвы выявлено, что в нарушение ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в предоставленных в отдел кадров УВД ЮЗАО ГУМВД России по г. Москве справках о своих (супруга, супруги, несовершеннолетних детей) доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2020 год не указаны (сокрыты) в общей сложности более 190 счетов. По результатам проведенной проверки выявлено 69 нарушений, внесено представление об устранении нарушений закона, которое в настоящее время находится на рассмотрении.

Также в ходе проверки, проведенной в отношении служащих поднадзорных управ районов, выявлено 25 нарушений, выразившихся в неполном или недостоверном предоставлении сведений доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2020 год. Должностными лицами управ районов при заполнении соответствующих справок не отражены (сокрыты) счета в банках и иных кредитных организациях, движимое и недвижимое имущество, в связи с чем межрайонным прокурором внесено представление об устранении нарушений, по результатам рассмотрения которого 3 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

Также нами выявлены нарушения при исполнении законодательства о контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам, а именно требований, установленных ч. 1 ст. 8.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

Так, в ходе проведенной проверки установлено, что должностным лицом ОМВД России по району Зюзино г. Москвы в отдел кадров УВД по ЮЗАО ГУ МВД России по г. Москве представлена справка о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2020 год, в которой отражены неполные сведения об имуществе, которое приобретено и основании приобретения данного имущества в отчетном периоде. В указанной справке отсутствуют сведения о дате заключения договора, предметом которого является приобретенное недвижимое имущество, а также не отражен регистрационный номер и дата записи в Едином государственном реестре недвижимости. Отсутствие указанных сведений в соответствующей справке не позволяет правильно идентифицировать приобретенное недвижимое имущество, что в свою очередь препятствует установлению соответствия расходов должностного лица его доходам.

В связи с выявленным нарушением межрайонным прокурором начальнику УВД по ЮЗАО ГУ МВД России по г. Москве внесено представление об устранении нарушений закона, а также направлена информация для принятия решения об осуществлении процедуры контроля за расходами должностного лица.

Законом установлено, что административную ответственность за совершение коррупционных правонарушений несут не только физические, но и юридические лица. Поделитесь наработанной практикой в этой сфере.

Наиболее распространенным составом административного правонарушения коррупционной направленности является состав ст. 19.29 КоАП РФ, который базируется на закрепленном в статье 64.1 Трудового кодекса РФ, а главное, в статье 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» требовании, согласно которому бывшие государственные и муниципальные служащие определенных категорий в течение двух лет после увольнения обязаны при заключении новых трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.

В свою очередь, работодатель при заключении договора с такими гражданами обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора прежнему работодателю государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.

Неисполнение указанной обязанности и влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 19.29 КоАП РФ, возбуждение дела по которой относится к исключительной компетенции прокурора.

За истекший период 2021 г. Зюзинским межрайонным прокурором г. Москвы возбуждено 8 дел об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ, в отношении юридических и должностных лиц, все дела рассмотрены судом, виновные лица привлечены к административной ответственности в виде штрафов на общую сумму 380 тыс. руб.

Но статьей 19.29 КоАП РФ перечень административных правонарушений коррупционной направленности не ограничивается.

Например, по результатам проведенной проверки исполнения требований антикоррупционного законодательства при распоряжении объектами недвижимости, находящимися в федеральной собственности, установлено, что в нарушение Федерального закона «О противодействии коррупции», Федерального закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», несмотря на решения ТУ Росимущества в г. Москве об отказе в согласовании решений Министерства науки и высшего образования о передаче в аренду нежилых помещений, генеральным директором поднадзорного ФГБНУ «ВИЛАР» заключены договоры аренды  нежилых помещений, и они незаконно переданы во временное владение четырем хозяйствующим субъектам.

В этой связи межрайонным прокурором вынесено 4 постановления о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.24 КоАП РФ, которые рассмотрены, виновное лицо привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа.

Как происходит борьба с коррупционными преступлениями? Удается ли возместить причиненный ущерб, и как в этом направлении действует прокуратура?

Возмещение вреда, причиненного коррупционными правонарушениями и преступлениями, несомненно, является одной из приоритетных задач прокурора.

В текущем году судом удовлетворены 2 исковых заявления такой категории. Так, межрайонной прокуратурой направлено в суд уголовное дело в отношении руководителя Бюро № 3 – филиала ФКУ «ГБ МСЭ по г. Москве», которая в двух установленных случаях за взятки изготовила, оформила и выдала взяткодателям официальные документы – справки, подтверждающие факт установления инвалидности: выписки из несуществующих актов освидетельствования граждан, признанных инвалидами, при фактическом непроведении медико-социальной экспертизы в отношении последних.

На основании вышеуказанных выписок из актов освидетельствования Государственным учреждением - отделением пенсионного фонда РФ по г. Москве и Московской области заинтересованным лицам – взяткодателям начислены ежемесячные денежные выплаты на общую сумму более 136 тысяч рублей в одном случае и более 109 тысяч – в другом.

С учетом того, что указанными действиями обвиняемой причинен прямой ущерб государству, мною в порядке ст. 44 УПК РФ предъявлено 2 исковых заявления о взыскании с нее указанной суммы ущерба. В августе 2021 года, одновременно с вынесением обвинительного приговора в отношении подсудимой, исковые требования прокурора удовлетворены Черемушкинским районным судом г. Москвы в полном объеме.

А удается ли изъять, обратить в доход государства денежные средства, полученные в качестве взятки?

Дело в том, что в большей части случаев при фиксации преступной деятельности взяточников используются специально выделенные денежные средства для проведения соответствующих оперативно-розыскных мероприятий по заявлению лица, у которого требуют взятку. Такие денежные средства при задержании коррупционера сразу изымаются у него и возвращаются по принадлежности.

В иной ситуации, когда достигает своей преступной цели и сам взяткодатель, и взяткополучатель, и задержание не происходит сразу после совершения преступления, чиновник успевает распорядиться предметом взятки по своему усмотрению, проще говоря, присвоить или  потратить.

В таких случаях все полученное в ходе коррупционного преступления подлежит обращению в доход государства, в судебном порядке, через определение юридической судьбы ничтожной сделки, каковой в понимании закона является получение ответчиком денежных средств в качестве взятки.

По мере вступления в законную силу приговоров по уголовным делам такой категории, межрайонной прокуратурой предъявляются исковые заявления в суд о взыскании с виновных сумм, полученных в качестве взяток, и об обращении денежных средств в доход Российской Федерации.

Например, в текущем году межрайонным прокурором в интересах Российской Федерации предъявлен 1 иск на сумму 145 тыс. руб. к бывшему начальнику УУП ОМВД России по району Котловка г. Москвы, признанному виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 290 УК РФ.

Приговором суда установлено, что бывший полицейский в период 2018-2019 гг. получил от гражданки, занимавшейся фиктивной регистрацией граждан Российской Федерации у себя в квартире, перечисленные путем банковских переводов денежные средства в общей сумме 145 000 рублей за совершение заведомо незаконного бездействия, обусловленного договоренностью не выявлять признаки преступления в ее действиях; при поступлении сообщений о совершении ею преступления обеспечивать принятие подчиненными ему сотрудниками незаконных решений об отказе в возбуждении уголовного дела и не направлении соответствующих материалов в орган, осуществляющий уголовное преследование.

Бездействие полицейского позволяло москвичке беспрепятственно совершать преступление, предусмотренное ст. 322.2 УК РФ, а именно: в период времени с 13.09.2018 по 19.05.2019 она совершила фиктивную регистрацию граждан Российской Федерации в жилом помещении на Нагорной улице в г. Москве.

Согласно ст. 169 ГК РФ сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожна и влечет последствия, установленные ст. 167 Кодекса. В случаях, предусмотренных законом, суд может взыскать в доход Российской Федерации все полученное по такой сделке сторонами, участвовавшими умышленно, или применить иные последствия, установленные законом.

  Таким образом, получение ответчиком денежных средств в качестве взятки юридически является ничтожной сделкой, поскольку совершена с целью, заведомо противной основам правопорядка и нравственности.

  Учитывая, что данная сделка исполнена обеими сторонами, что указывает на наличие умысла у обеих сторон такой сделки, то полученные ответчиком денежные подлежат взысканию в доход Российской Федерации.

В настоящее время указанное исковое заявление находится на рассмотрении в Зюзинском районном суде г. Москвы.

В заключение хочу сказать, что непримиримая борьба с коррупционными проявлениями, несомненно, является той задачей, успешного выполнения которой прежде всего ждет от нашей системы и глава государства, и население России. Поэтому усилия в данном направлении будут прокуратурой продолжены, ведь права на ошибку мы здесь не имеем.

 


Муниципальный округ Совет депутатов ВЫБОРЫ 2017 Администрация Правовая база Противодействие коррупции ТОС Муниципальные услуги Установка ограждений на придомовых территориях Реестр муниципальных контрактов Память СМИ Призыв на военную службу Антитеррор УВД информирует МЧС информирует Прокуратура УСЗН информирует Это интересно Книга почетных
жителей
Вопрос-ответ Архив Контакты Экология

 
Семенников А. Г.
Никитина Л. Е.
Телефоны «горячей линии»
ОПРОС
МОСКОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ВЕСТНИК