9 декабря – Международный день борьбы с коррупцией 09.12.2020

9 декабря – Международный день борьбы с коррупцией

Об этом празднике рассказал нам при очередной встрече Зюзинский межрайонный прокурор г. Москвы Иван Александрович Федин.

***

Сегодня мы отмечаем 17-ю годовщину этого памятного дня, поскольку  9 декабря 2003 года на Политической конференции высокого уровня в Мериде (Мексика) была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции. День начала работы конференции был объявлен Международным днём борьбы с коррупцией.

Принятие Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции дает ясно понять, что международное сообщество полно решимости предотвращать и искоренять коррупцию.

Конвенция служит предупреждением для коррумпированных субъектов и провозглашает, борьбу как мирового сообщества, так и национальных обществ с любыми проявлениями коррупции. Конвенция вновь подтверждает значение таких основных ценностей, как честность, уважение верховенства права, подотчетность и транспарентность в деле содействия развитию и в работе по совершенствованию нашего мира на благо всех.

Российская Федерация подписала Конвенцию ООН против коррупции 9 декабря 2003 года, а ратифицировала 8 марта 2006 года. Федеральный закон о ратификации содержит заявления по отдельным статьям и пунктам, по которым Россия обладает юрисдикцией и обязательностью для исполнения.

Конвенция ООН против коррупции реально стала частью российского законодательства и основой для принятия соответствующих правовых актов антикоррупционной направленности.

Иван Александрович, читателям хотелось бы узнать, по каким направлениям прокуратура вносит свой вклад в борьбу с коррупцией, и что удалось достичь в этой работе?

Деятельность органов прокуратуры по противодействию коррупции носит всеобъемлющий характер. Прежде всего, упор в работе направлен  на укрепление законности, защиту прав граждан и организаций, охраняемых законом интересов общества и государства. Усилия сосредоточиваются на своевременном выявлении и предупреждении коррупционных правонарушений средствами прокурорского надзора, установлении и устранении их причин и условий, привлечении к предусмотренной законом ответственности лиц, виновных в совершении деяний коррупционной направленности, а также возмещении причиненного вреда.

Также хотелось бы донести до сведения читателей, что органы прокуратуры наделены исключительными полномочиями по надзору за исполнением законов при реализации государственной политики в сфере противодействия коррупции.

За истекший период 2020 года межрайонной прокуратурой выявлено 105 нарушений закона в рассматриваемой сфере, в связи с чем внесено 15 представлений об их устранении. По результатам их рассмотрения 43 должностных лица привлечено к дисциплинарной ответственности. Опротестовано 12 незаконных правовых актов, все протесты удовлетворены. По постановлениям прокурора 9 лиц привлечено к административной ответственности за правонарушения коррупционной направленности. Предъявлено в суд 4 исковых заявления о возмещении ущерба, причиненного коррупционными преступлениями.

  Сегодня ответственность за совершение коррупционных правонарушений несут не только физические, но и юридические лица. Поделитесь наработанной практикой в этой сфере.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, базируется на закрепленном в статье 64.1 Трудового кодекса РФ, а главное, в статье 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» требовании, согласно которому бывшие государственные и муниципальные служащие определенных категорий в течение двух лет после увольнения обязаны при заключении новых трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.

В свою очередь, работодатель при заключении договора с такими гражданами обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора прежнему работодателю государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.

Неисполнение указанной обязанности и влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 19.29 КоАП РФ, возбуждение дела по которой относится к исключительной компетенции прокурора.

Так, нами в ходе проведения проверки установлено, что работница, уволенная с должности инспектора УВД по ЮАО ГУ МВД России по г. Москве, вступила в трудовые отношения с АО «РУНА», а именно принята на должность специалиста группы телемаркетинга в отдел продаж.

Вместе с тем выявлено, что новый работодатель о заключении трудового договора представителя нанимателя государственного гражданского служащего по последнему месту его службы (УВД по ЮАО) не уведомлял.

В связи с указанными нарушениями в отношении АО «РУНА» и его должностного лица возбуждены дела об административном правонарушении по ст. 19.29 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которых мировым судьей юридическое и должностное лицо привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 и 20 000 рублей.

А как происходит борьба с коррупционными преступлениями? Удается ли возместить причиненный ущерб, и как в этом направлении действует прокуратура?

Возмещение вреда, причиненного коррупционными правонарушениями и преступлениями, несомненно, является одной из приоритетных задач прокурора.

За истекший период 2020 года межрайонной прокуратурой направлено в суд 4 исковых заявления такого характера, на сумму более 800 тысяч рублей.

Так, межрайонной прокуратурой направлено в суд уголовное дело в отношении руководителя Бюро № 3 – филиала ФКУ «ГБ МСЭ по г. Москве», которая в двух установленных случаях за взятки изготовила, оформила и выдала взяткодателям официальные документы – справки, подтверждающие факт установления инвалидности: выписки из несуществующих актов освидетельствования граждан, признанных инвалидами, при фактическом непроведении медико-социальной экспертизы в отношении последних.

На основании вышеуказанных выписок из актов освидетельствования Государственным учреждением - отделением пенсионного фонда РФ по г. Москве и Московской области заинтересованным лицам – взяткодателям начислены ежемесячные денежные выплаты на общую сумму более 136 тысяч рублей в одном случае и более 109 тысяч – в другом.

С учетом того, что указанными действиями обвиняемой причинен прямой ущерб государству, мною в порядке ст. 44 УПК РФ предъявлено 2 исковых заявления о взыскании с нее указанной суммы ущерба.

Кроме того, в 2020 году подано и удовлетворено 2 иска Зюзинского прокурора в порядке ст. 45 ГПК РФ о возмещении причиненного вреда коррупционными преступлениями в отношении лиц, уже осужденных по ст. 159 ч. 3 УК РФ – заместителя главы и заведующего организационным сектором Управы района Северное Бутово, а также индивидуального предпринимателя, которые организовали заключение государственных контрактов на проведение благотворительных, праздничных и культурно-досуговых мероприятий для населения района, которые в действительности не проводились; приемку неоказанных услуг и их оплату из бюджетных средств на сумму 556 500 руб. Решениями Савеловского районного суда г. Москвы от 29.09.2020 и от 30.09.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

А удается ли изъять, обратить в доход государства денежные средства, полученные в качестве взятки?

Дело в том, что в большей части случаев при фиксации преступной деятельности взяточников используются специально выделенные денежные средства для проведения соответствующих оперативно-розыскных мероприятий по заявлению лица, у которого требуют взятку. Такие денежные средства при задержании коррупционера сразу изымаются у него и возвращаются по принадлежности.

В иной ситуации, когда достигает своей преступной цели и сам взяткодатель, и взяткополучатель, и задержание не происходит сразу после совершения преступления, чиновник успевает распорядиться предметом взятки по своему усмотрению, проще говоря, присвоить или  потратить.

В таких случаях все полученное в ходе коррупционного преступления подлежит обращению в доход государства, в судебном порядке, через определение юридической судьбы ничтожной сделки, каковой в понимании закона является получение ответчиком денежных средств в качестве взятки.

По мере вступления в законную силу приговоров по уголовным делам такой категории, межрайонной прокуратурой готовятся исковые заявления в суд о взыскании с виновных сумм, полученных в качестве взяток, и об обращении денежных средств в доход Российской Федерации.

Как известно, прокурор проверяет соблюдение государственными служащими запретов и ограничений, в том числе достоверность представленных сведений о доходах, расходах и имуществе чиновников и членов их семей. Часто ли должностные лица нарушают установленные законом требования?

Да, к сожалению, подобные нарушения до сих пор распространены.

Так проведенной проверкой в отношении сотрудников поднадзорных отделов внутренних дел вскрыты многочисленные факты неисполнения сотрудниками установленной обязанности в части представления надлежащих и достоверных сведений об открытых счетах в банках и иных кредитных организациях.

В ходе проверки прокуратурой соблюдения требований Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ сотрудниками отделов МВД РФ по району Зюзино, Котловка, Северное и Южное Бутово г. Москвы, выявлено 60 нарушений законодательства о противодействии коррупции, связанных с несоблюдением государственными служащими требований действующего законодательства при заполнении справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а именно раздела 4 справки  «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях», в связи с чем  межрайонной прокуратурой начальнику УВД по ЮЗАО ГУ МВД России по г.Москве внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, по результатам рассмотрения 34 должностных лица привлечено к дисциплинарной ответственности.

В заключение хочу сказать, что непримиримая борьба с коррупционными проявлениями, несомненно, является той задачей, успешного выполнения которой прежде всего ждет от нашей системы и глава государства, и население России. Поэтому усилия в данном направлении будут прокуратурой продолжены, ведь права на ошибку мы здесь не имеем.

 


Муниципальный округ Совет депутатов ВЫБОРЫ 2017 Администрация Правовая база ТОС Муниципальные услуги Установка ограждений на придомовых территориях Реестр муниципальных контрактов Память СМИ Призыв на военную службу Антитеррор УВД информирует МЧС информирует Прокуратура информирует УСЗН информирует Это интересно Книга почетных
жителей
Вопрос-ответ Архив Контакты Экология

 
Семенников А. Г.
Никитина Л. Е.
Телефоны «горячей линии»
ОПРОС
МОСКОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ВЕСТНИК